Ребенок плачет. Почему и что делать?

Почему ребенок плачет

Когда ребенок плачет, обычно любящие родители теряются и стараются сделать все, чтобы его успокоить. Методы такого успокаивания бывают разными и не всегда полезными для малыша. О том, почему плачет ребенок и что делать в это время родителям читайте в этой статье.

Что такое плач

Плач - естественная реакция на  эмоции: возбуждение, заторможенность, боль, страх, переживания. Это своеобразная эмоциональная встряска, разрядка напряжения. Если слезы вызваны негативом, то они снимают стресс, а значит, они являются защитной реакцией организма от душевных (психических) болезней. После пролитых слез наступает облегчение, иногда даже настроение улучшается. Все это касается как взрослых, так и детей. Плач полезен. Когда нам плохо, врачи рекомендуют нормализовать состояние с помощью рыдающего дыхания. Поэтому не будем излишне тревожится.

Сегодня мы говорим о детях. Когда малыш плачет, у взрослых появляется естественное желание остановить этот плач. Почему это происходит? Потому что для слуха звук плача – это неприятный раздражитель, привлекающий внимание. Этот звук как сигнал о помощи. Многие родители не знают, как правильно реагировать на детский плач и просто стараются его быстрее прекратить и тем самым вредят ребенку.

Давайте посмотрим, для чего вообще нужен плач ребенку и как на него правильно реагировать.

Почему ребенок плачет

Плач ребенка – это своеобразный язык передачи информации взрослым о том, что происходит с ним.

Плач грудного ребенка – это естественный рефлекс на неудобства: он хочет есть, пить, спать, болит животик, хочет пописать, неудобно лежать.

Через несколько месяцев ребенок начинает понимать, что плачем он может привлечь внимание родителей. К плачу по естественным нуждам прибавляется плач, когда ребенок хочет внимания и общения, когда ему страшно. Если в это время долго не реагировать на призывы малыша и мало с ним общаться, особенно в то время когда он успокаивается, то у него выработается привычка требовать своего только  плачем.

И даже если ребенок уже начал говорить, привычка плакать остается на рефлекторном уровне. И тут ребенок начинает манипулировать плачем. Если родители очень чувствительны и делают все, чтобы прекратить плач, то детки чтобы добиться своего могут устроить и истерику.

Как разгадать язык плача

Опытная любящая мама поймет, что случилось с младенцем, что ему нужно. Устранив неудобства: покормив, напоив, приласкав, она успокоит малыша. А как быть, если малыш подрос, и у него прибавилось проблем, из-за которых он плачет: не поделил игрушку, упал, скучно, жалко героя мультфильма?

Если использовать методы, чтобы прекратить плач типа: «Перестань, ты уже большой!», то родители рискуют отдалить от себя ребенка. Он перестанет быть с ними откровенным. И в то же время, если сюсюкать при каждом плаче, то ребенок рискует вырасти несамостоятельным человеком, не умеющем справляться с жизненными проблемами.

Первая задача родителей научить самих себя при звуке плача своего ребенка не раздражаться, не растеряться и не стараться прекратить плач сразу же. Главное в это время быть рядом с ребенком, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Не нужно блокировать эмоции, их обязательно нужно выплеснуть. Когда ребенок знает, что кто-то готов ему прийти на помощь – это успокаивает.

  • Кстати, а вы знаете, почему многие женщины с возрастом становятся злыми, а мужчины чувствуют скрытую горечь? Потому что нас в детстве учили, что девочкам нельзя злиться, но можно плакать, а мальчикам, наоборот, нельзя плакать, но дозволительно злиться. И результат - они научены выплескивать боль только одним способом, а это порождает характер.

Поэтому не мешайте детям выплескивать свои эмоции так, как они чувствуют. Задача взрослых не допустить, чтобы это стало привычкой. И возникает вопрос: что же делать взрослым, чтобы дети не плакали без причины.

Что делать, если ребенок плачет

Конечно, все зависит от возраста, но есть несколько общих советов, которые нужно знать любому родителю

  • Всегда старайтесь оставаться спокойными и терпеливыми
  • Никогда не оставляйте без внимания плач ребенка.
  • Будьте с ребенком рядом
  • Постарайтесь его отвлечь разговором или игрушкой
  • Говорите ребенку, как вы его любите, как он вам дорог
  • Обнимайте ребенка, погладьте по голове, по спинке
  • Если возникла истерика – дайте выплеснуть негативные эмоции
  • Выясняйте причины плача (кроме травм и боли, которые требуют быстрого вмешательства) после того, как ребенок успокоился, ведь во время всхлипываний ребенку трудно и отвечать на расспросы, и слышать увещевания
  • Тоже касается и наказания. Так ребенок просто забудет, за что наказан. Помните, что сам плач в какой-то степени уже является наказанием.

Как научить ребенка добиваться своего без плача

Когда ребенок начинает плакать, то постарайтесь сразу узнать чего он хочет и дайте понять, что если он попросит без слез, то получит желаемое скорее. И по возможности обязательно выполните просьбу ребенка, особенно если он успокоился после плача и попросил вас спокойно.

Если же ребенок начинает плакать в ответ на запрет или отказ на просьбу, то старайтесь объяснять ему на его языке, почему отказываете. Обычно, если стоять на своем твердо и спокойно разъяснить причину отказа, ребенок успокаивается. И кроме этого, так вы дадите понять своему малышу, что не все можно получить в этой жизни.

Хочу вам предложить отрывок, на мой взгляд, очень полезной статьи психолога Марии Дружковой, в которой она дает конкретные советы, как действовать родителям, когда их ребенок плачет.

Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет

«Плач в результате внезапного испуга, упал и коленку ободрал, обидели.

НЕ надо делать:

  • Во время плача не разговаривать НИКАК. Никаких "иди пожалею" или "ой-ёй-ёй" или "маленький мой". Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. Главное - ТИХО. Слова дают ребёнку дополнительную нагрузку на мозг в ситуации, когда он и так перегружен.
  • Также не надо тут же мазать ребёнка или дуть на рану (исключение -  кровотечение), сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводить в ситуацию НИКАКИЕ новые сущности под истерику. Опять же, разгрузить мозг ребёнка, дать ему справиться с бедой, обработать всё.

Что помогает в любом возрасте:

  1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть. Метафора "мама-одеяло". Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. "Крепко", потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется.
  2. Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже успокаиваясь. Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут можно узнать, что случилась.
  3. Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок - обрабатывать аварию.
  4. Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть "фоновыми", не переключать на себя внимание, но они очень помогают дыхание отрегулировать.
  5. Когда дыхание станет ровнее можно рассказать историю происшествия, "сказку аварии". Например: "Ты бежал вот к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком". Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к "упал" - оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. Обязательно без каких-либо суждений (неосторожно, больно, зря) - только факты, только то, как было.
  6. В итоге ребёнок придёт к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.
  7. Когда ребёнок примирился с местом и историей происшествия, и только тогда, не раньше, можно устроить "разбор полёта". Хорошо его начать с вопроса вроде "Как ты думаешь, что стоило сделать?" То есть уже изменить "сказку аварии", придумать новую. Подчеркну, к этому этапу стоит приходить, эмоционально справившись, успокоившись. НИКОГДА не имеет смысл говорить "не делай того" или "куда ты смотрел!" - пока ребёнок плачет.
  8. Говорить "под руку" плачущему ребёнку (даже жалеть) и/или не возвращаться к месту аварии - чревато психологическими проблемами.
  9. Взрослый помогает, даёт поддержку эмоциональную. Тем временем, с помощью этой поддержки, ребёнок справляется с болью сам, продумывает ситуацию сам, выходы ищет сам.

Возможно, ребенок быстро успокоится, если взрослый будет спокойным голосом объяснять, что все в порядке. Но это краткосрочный результат. Не ребенок успокоился, а взрослый успокоил ребенка.

Кроме того, ребенок может и перестал плакать, а вот снят ли стресс? Или просто загнан внутрь (особенно если отвлекли)? Накапливание стресса чревато многими проблемами, и психологическими, и болезнями (сердечными, например) в будущем.

В ситуации крупных аварий, особенно если надо действовать быстро (убегать от взрыва, делать операции, надевать противогаз) - я считаю, взрослому стоит взять на себя контроль ради скорости. Но если споткнулся или игрушку отобрали – лучше дать ребенку самому справиться».

——————————————————

Еще больше интересного  на страницах блога «Все ладно в нашем доме»:

О воспитании детей:

  1. Как воспитывать ребенка, чтобы он стал добрым и отзывчивым
  2. Порядок в доме наводим вместе с детьми
  3. Как приучить ребенка к горшку
  4. Как заставить ребенка учиться

Ребенок плачет. Почему и что делать?: 8 комментариев

  1. Вот и у меня ребенок стал нервным. Почему, не понимаю! Чуть что и плачет. Это дает нагрузку на любой мозг в квартире, не только на его. И попытки объяснить ему почему нельзя, не помогают.

    1. Юлия,как только ребенок начал понимать речь с ним нужно как можно больше разговаривать и дать ему понять, что мы всегда с ним рядом и его любим, но есть правила, которые нельзя нарушать. Терпения вам и твердости.

  2. Ребёнок первоклассник,учится хорошо, всё схватывает на лету,любознательный, очень хотел в школу.После первого полугодия стал очень часто плакать, что- не получается-слёзы,в играх не первый-слёзы,мяч на физ- ре не поймал-слёзы. Ребёнок 3 года был на инвалидности- резидуальная энцефалопатии с элементами аутизма( недоразвитие головного мозга).После всех течений,занятий головной мозг догнал свой возраст и инвалидность сняли.Мой ребёнок столько пропустил и сейчас в » осознанном состоянии » ему надо все нагонять.И вот эти слёзы,я понимаю,что эмоции не куда не деть ,но как научить его их контролировать?????

    1. Ольга, кроме вашей поддержки нужны конкретные советы специалиста, в вашем случае психолога. У вас особенный ребенок и он требует большего внимания. Нужна индивидуальная консультация.

  3. У меня ребенку скоро будет 6лет,он стал плакать по любому поводу,и более закрытым ,после рождения второва ребенка,что зделать как выйти из ситуацыии?

    1. Соня, нужно понять почему плачет ваш ребенок. Может что-то болит, может не хватает внимания и ласки. Что делать? Сначала сходите к педиатру.

  4. ребенок может плакать по многим причинам, в таком возврате основные из них хорошо описаны здесь chto-delat. su/chto-delat-esli-rebenok-plachet/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *